7.03 369
7.80 1799

Онлайн Неопалимая купина (2013) (Horící ker) смотреть

Зловещий январь 1969 года стал временем трагедии в Чехии. Самосожжение Яна Палаха окутало страну густым туманом слухов и домыслов. Общество раскололось на две непримиримые стороны: одни верили в версию о "холодном огне", выдвинутую Вильямом Новым, другие – в отчаянный поступок, вызванный невыносимыми обстоятельствами. Родственники Палаха, опустошенные утратой и жаждущие справедливости, требовали раскрытия правды. В этой атмосфере напряженности и неопределенности на арену выступила Дагмар Бурэшова, адвокат с железной волей и недюжинным талантом. Она взялась защищать честь и достоинство погибшего, представляя интересы его близких. Исковое заявление, поданное Дагмар, стало символом борьбы за истину и попытки восстановить имя Яна Палаха в глазах общественности.
Актеры:
Татьяна Паугофова, Ярослава Покорна, Петр Стач, Войтех Котек, Patrik Dergel, Мартин Губа, Игорь Барес, Адриан Ястрабан, Ян Бударж, Иван Троян
Режисер:
Агнешка Холланд
Жанр:
драмы, исторические
Страна:
Чехия
Вышел:
2013
Добавлено:
3 серия из 3 (19.02.2014)
Рецензии
Творение польской режиссерки Агнешки Холланд словно возвращает нас к позднему этапу ее карьеры. В семидесятые годы она обучалась в Праге в престижной Академии Музыкальных Искусств, а затем создала сериал, пронизанный библейскими мотивами. Название "Неопалимая купина" само по себе провоцирует глубокие размышления. Холланд, кажется, не просто сняла сериал, а сотворила подлинный трехчастный фильм. В течение четырех часов мы будем созерцать Яна Палаха, совершающего не отчаянные, а мужественные поступки. Что способен сделать двадцатилетний студент исторического факультета, погруженный в атмосферу Праги? В знак протеста против вторжения войск Варшавского договора он обливается бензином и решает сжечь себя на площади Вацлавской. Это событие должно произойти 15 января 1969 года – символ нестерпимой боли чешской молодежи, неспособной принять бездумную тиранию. Сюжет развивается неспешно, но детально, позволяя нам стать свидетелями судебных драм и интеллектуальных поединков между персонажами. Лента Холланд, ровесница Палаха, повествует о внутренней борьбе и болезни конформизма, проникающей в глубь общества и оставляющей неизгладимый след на душах людей. Это путь к потере совести, к полному истощению и радикальной трансформации самого себя. В контексте этой истории уместно привести психологический пример: каждый оказывается вынужденным сотрудничать с господствующим режимом. Это страшные моменты жизни, напоминающие о существовании соцлагерей, показанных в фильме "Признание". Сериал раскрывает механизм покаянных процессов – эпоху сталинизма в Чехословакии. "Неопалимая купина" подтверждает наши догадки о происходящем. Кто-то покинет эти места, кто-то проведет здесь десятилетия. Самое страшное, что люди ломаются под давлением репрессий, ориентированных на Москву. Соотечественники стремятся выслужиться перед властью, жаждая ничтожных благ и карьерных преимуществ. Агнешка Холланд, будучи свидетельницей событий в Чехословакии 1971 года, вплела в свой рассказ множество деталей. Она участвовала в "кинематографе морального непокоя" (была соавтором сценария фильма "Без обезболивания" Анджея Вайды), симпатизировала активистам и участникам "Солидарности". До вынужденного отъезда в Западную Европу, а затем в США, она оставалась художником с ярко выраженной гражданской позицией. В 1989 году Чехословакия начала иначе относиться к реабилитации. Это стало ключевым элементом перемен. Не понадобилось сорока лет, как Моисею, чтобы вести народ по пустыне в надежде на светлое будущее. Минисериал "Неопалимая купина", вышедший к 44-й годовщине самосожжения Палаха, демонстрирует подлинные кадры – искренние и пронзительные. В картине присутствуют страшные сцены с выкопанными могилами и погибшими студентами. Это иная молодежь, иной мир. Это Чехословакия, история которой остается актуальной для современного зрителя. Шестидесятичетырехлетняя Агнешка Холланд – мудрая и зрелая женщина. Она показала то, что боялись демонстрировать во времена СССР. Ее стремление – исцелить души людей хирургическим вмешательством без анестезии. Сериал помогает преодолеть иллюзию дистанции от тех событий, доказывая их близость к нашей жизни. Это высококачественный сериал, который открывает глаза на правду. Невероятные моменты тронут ваше сердце. Герои глубоки и многогранны. Каждый кадр исполнен с граничной гениальностью. Перед нами – глубокая, нелегкая для понимания, но честная картина, которую должен увидеть каждый.
Кинодебют Агнешки Холланд произвел на меня неизгладимое впечатление. Мастерство режиссуры, безусловно, заслуживает самых высоких похвал. Фильм словно пропитан женским взглядом: мягкие тона, внимание к деталям семейной жизни, нежность в изображении человеческих отношений. Однако я не могу отделаться от ощущения, что реальность тех событий была куда более суровой и трагичной. Холланд, будучи свидетельницей подобных явлений в Польше, вероятно, старалась отразить их с максимальной достоверностью, но при этом не лишить историю необходимой эмоциональной окраски. И хотя Польша того времени считалась "более свободной" страной среди государств Варшавского договора, это понятие было весьма условным. Важно отметить, что сама Холланд родилась в 1948 году, как и многие студенты-герои фильма. Её личные воспоминания о социалистической эпохе несомненно наложили отпечаток на созданный ею триптих. Три полнометражных картины, объединённые одной темой, скорее напоминают телефильм в лучших традициях европейского кинематографа, чем классический сериал. В фильме есть моменты, которые можно охарактеризовать как "кафкианские", добавляющие истории элемент сюрреализма и тревоги. Для меня, живущего в современной Украине, просмотр фильма стал особенно актуальным. Наше государство, подобно Чехословакии того времени, находится под внешним управлением, что не может не вызывать ассоциаций. Государственные структуры словно переплетены с сетями спецслужб различных стран. А обычные люди продолжают жить на грани, становясь жертвами политических игр и интриг. Только если тогда угроза исходила "с востока", то сейчас она носит совершенно иной характер и originates from another continent altogether. Однозначно стоит посмотреть этот фильм, тем более что атмосфера того времени воссоздана с потрясающей достоверностью на средства американского телеканала HBO. Интересно, что съёмки проходили не в Праге, которая уже давно превратилась в туристический центр, а в небольших чешских городках, сохранивших свой облик 50-летней давности. Это напоминает мне о том, как многие постсоветские страны до сих пор хранят отголоски советского прошлого. P.S. Меня очень заинтересовала судьба следователя полиции, который вместе с семьей уехал "на отдых" в Австрию. Надеюсь, что этот вымышленный герой, имевший, вероятно, реальных прототипов, нашел своё счастье в этой стране.